Ашберн
расчет точки безубыточности

При оценке любого бизнес проекта крайне важно понимать, при каких объемах продаж проект начнет приносить прибыль.Точка безубыточности — это первый рубеж на пути к окупаемости проекта и возврату своих инвестиций. Если проект убыточен (т.е. точка безубыточности не достигнута), то о возврате инвестиций можно даже не думать.

Точка безубыточности (или break-evenpoint — BEP) — это объем продаж (или величина выручки) при котором прибыль проекта равна нулю. Т.е. при таком объеме бизнес еще не зарабатывает прибыль, но уже не генерирует убытков.

В каких ситуациях полезно рассчитать точку безубыточности?

Точку безубыточности вы за 5 минут можете рассчитать на нашем сайте онлайн:

 Перейти к расчету точки безубыточности
Зачем нужен расчет точки безубыточности на практике?

Расчет точки безубыточности — это одно из наиболее полезных и нужных на практике знаний. В отличие от большинства коэффициентов финансового анализа, которыми пользуются не действующие предприниматели, а лишь финансовые аналитики, знание точки безубыточности своего бизнеса необходимо именно в практической деятельности.

Рассчитать точку безубыточности крайне полезно в следующих ситуациях:

  1. В самом начале, на старте нового проекта. Не секрет, что новые бизнес проекты необходимо «раскручивать», т.е. увеличивать выручку и объемы продаж. Большинство «стартапов» в первые месяцы приносят убыток вместо прибыли. Переход из зоны убытка в зону прибыли — очень важный рубеж реализации любого бизнес проекта. Как правило точку безубыточности рассчитывают еще при планировании проекта — на этапе написания бизнес-плана.
  2. В кризис или период спада, для того, чтобы понять, на сколько могут упасть продажи. Любой бизнес рано или поздно переживает период спада. И в этот момент важно знать — насколько можно «упасть», чтобы не войти обратно из зоны прибыли в зону убытка.
Деление затрат на постоянные и переменные

Прежде чем рассчитать точку безубыточности, важно разделить все затраты на постоянные и переменные:

Постоянные затраты — те, величина которых не изменяется при изменении объема продаж. Например:

  • аренда помещения;
  • амортизация;
  • окладная часть заработной платы;
  • расходы на обслуживание оборудования …

При отнесении затрат в группу «постоянных», важно понимать, что сумма затрат существенно не изменится, даже если объем продаж вырастет (или сократится) в 2, 5 и даже 10 раз.

Переменные — затраты, величина которых напрямую связана с объемом выпуска продукции (продаж товаров или услуг). К таким расходам как правило относятся:

  • расходы на сырье и материалы, используемые в ходе производства;
  • сдельная заработная плата основного персонала;
  • начисления на сдельную заработную плату …

Суть проста — для того, чтобы продать 10 шариковых ручек, мне надо было их сначала купить. Если я плачу по 2 рубля за каждую произведенную единицу товара, то при объеме производства в 10 единиц, я заплачу 20 рублей, а при объеме производства в 100 единиц — 200 рублей.

Внимание! Одна и та же статья затрат может относиться как к переменным, так и к постоянным затратам.

Например, заработная плата может быть как переменными, так и постоянными затратами в зависимости от того какая база служит основой для начисления:

  • при сдельной системе — объем выпуска (переменные затраты);
  • при повременно системе — время нахождения на работе (постоянные затраты)
Алгоритм расчета точки безубыточности в натуральном выражении

Для того, чтобы рассчитать точку безубыточности своего проекта или бизнеса в натуральном выражении, необходимо знать следующее:

  1. Сумму постоянных расходов за месяц (FC– fixedcost);
  2. Цену товара (или услуги) (P– price);
  3. Средние переменные затраты на единицу продукции (AVC– averagevariablecost)

Формула расчета точки безубыточности в натуральном выражении:

BEP=FC/(P-AVC)

Суть расчета можно разобрать на условном примере и очень упрощенном примере.

Вводные:

Вы арендуете склад за 30 000 рублей в месяц. Кроме аренды постоянных расходов у вас нет. Со склада вы продаете единственный товар — лопаты по 100 рублей за единицу товара. При этом закупочная стоимость лопат — 70 рублей.

Расчет точки безубыточности (ТБ):

ТБ = 30 000/(100-70) = 1000 единиц

Вывод:

Для того, чтобы окупать арендную плату (постоянные затраты) требуется продавать не менее 1000 единиц товаров (лопат), при условии, что наценка на каждую лопату составляет 30 рублей.

Суть расчета точки безубыточности в натуральном выражении заключается в том, чтобы определить сколько единиц товара необходимо продать, чтобы окупить постоянные затраты бизнеса.

Алгоритм расчета точки безубыточности в денежном выражении

На практике предприятия продают десятки, сотни и даже тысячи единиц товаров (услуг). В такой ситуации расчет точки безубыточности в натуральном выражении становится бессмысленным. Для подобных ситуаций применим расчет точки безубыточности в денежном выражении.

В денежном выражении рассчитать точку безубыточности еще проще.  Для того, чтобы рассчитать точку безубыточности своего проекта или бизнеса в денежном выражении, необходимо знать следующее:

  1. Выручку за месяц (TR– totalrevnue);
  2. Сумму переменных затрат за месяц (VC – variablecost);
  3. Сумму постоянных затрат за месяц (FC – fixed cost)

Расчета самой точки безубыточности необходимо проводить в  2 этапа:

  1. Рассчитать коэффициент маржинального дохода (КMR).

Введем следующие понятия:

Маржинальный доход (MR) = Выручка за месяц (TR) — Сумма переменных затрат за месяц (VC)

MR=TRVC

Коэффициент маржинального дохода (КMR) = Маржинальный доход (MR)/ Выручка за месяц (TR)

КMR=MR/TR

  1. Рассчитать  точку безубыточности в денежном выражении:

BEP=FC/KMR

Продолжим наш простой пример:

Вводные:

Вы арендуете склад за 30 000 рублей в месяц. Кроме аренды постоянных расходов у вас нет. Со склада вы продаете единственный товар — лопаты. Выручка за прошлый месяц составила 120 000 рублей, переменные расходы — 84 000 рублей.

Расчет точки безубыточности (ТБ):

КMR= (120 000 — 84 000)/120 000 = 0,3

ТБ = 30 000/0,3 = 100 000 рублей

Вывод:

Для того, чтобы окупать арендную плату (постоянные затраты) требуется продавать товара на сумму не менее 100 000 рублей, при условии, что маржинальный доход составляет 30% от цены реализации.

Легко заметить, что расчет точки безубыточности в натуральном и денежном выражении дал одни и те же результаты: 1000 единиц х 100 рублей за единицу = 100 000 рублей выручки

Пример расчета точки безубыточности  

Предлагаю рассмотреть еще один пример расчета точки безубыточности, где все цифры основаны на реальных, а не вымышленных данных.

Вводные:

Бизнес-план открытия розничного магазина предполагает, что на десятый месяц реализации проекта средний чек составит 230 рублей. Средняя наценка розничной цены на закупочную цену товара — 43%. Сумма постоянных затрат (включая коммунальные расходы, заработную плату продавцов, налоги, расходы на бухгалтерское обслуживание … ) составляют 72 776 рублей в месяц.

Расчет точки безубыточности (ТБ):

  1. Маржинальный доход (MR) с одной продажи в среднем = 230 х 43/143 = 69 рублей
  2. Коэффициент маржинального дохода (КMR) = 69/230 = 0,3
  3. Точка безубыточности (ТБден ) в денежном выражении = 72 776/0,3 = 242 586 рублей
  4. Точка безубыточности (ТБнат) в натуральном выражении = 242 586/230 = 1055 продаж в месяц

Вывод:

Для того, чтобы магазин смог покрыть все постоянные затрат и работать без убытка, необходимо достичь уровня выручки в 242 586 рублей в месяц. При условии, что средний чек около 230 рублей — за месяц должно быть обслужено не менее 1055 покупателей, в среднем за день — 35 покупателей.

На нашем сайте вы можете легко рассчитать точку безубыточности проекта. Для этого можно перейти по ссылке ниже. Читать инструкцию, как пользоваться расчетом, можно здесь.

 Перейти к расчету точки безубыточности

Удачи вам в бизнесе!

Метки статьи

, , ,

С этой статьей так же читают:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Заказать бизнес-план

На нашем сайте Вы сможете ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы, найти действительно полезную информацию о создании бизнеса и повышении эффективности проекта, а также оставить заявку на нужную Вам услугу
Яндекс.Метрика